О функционировании структур поддержки экспорта в Германии

Источник: http://www.ved.gov.ru/news/19241.html

Современная система загранучреждений ФРГ по торгово-экономическим вопросам представляет собой хорошо сбалансированный и эффективный механизм продвижения и защиты национальных экономических интересов за рубежом.

Германская система внешнеэкономической поддержки характеризуется четким разделением задач между государством и бизнес-сообществом. Для достижения наилучшего результата, все участники процесса (торговые палаты, зарубежные представительства, Общество по внешнеэкономическим связям и маркетингу Германии) действуют скоординировано. Ответственным за координацию органом на федеральном уровне является Федеральное министерство экономики и энергетики.

 

Заграничные представительства МИД.

Задачей 220 посольств и генеральных консульств Германии является, прежде всего, политическая поддержка интересов немецких предприятий в работе с государственными органами стран пребывания. Содействие развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов за рубежом также осуществляется загранучреждениями МИД ФРГ, в частности отделами экономики и науки. Тем не менее, их основные задачи сводятся:

- к осуществлению функций государственного управления посредством подготовки и сопровождения двусторонних мероприятий, в частности визитов и переговоров делегаций, на высоком и высшем уровне (в отношении России – деятельность в формате германо-российской Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов - СРГ; германо-российского управленческого комитета Программы подготовки управленческих кадров - УК; германо-российских межгосударственных консультаций на высшем уровне - МГК);

- к мониторингу текущей социально-экономической ситуации, анализу и прогнозу возможных перспектив развития национальной экономики; представлению и защите интересов германской экономики на межправительственном уровне;

- к консультированию германских участников ВЭД по общим вопросам 
торгово-экономического сотрудничества и координации деятельности AHK.

В качестве самостоятельных структурных единиц в составе посольств отделы экономики и науки представлены в 18-ти странах мира, в частности: в Австрии, Болгарии, Израиле, Индии, Китае, Кувейте, Литве, Польше, России, Румынии, Сербии, Сирии, США, Турции, Украине, Финляндии, во Франции и в Южной Корее.

Они возглавляются, как правило, старшими кадровыми сотрудниками Министерства иностранных дел ФРГ в ранге не ниже советника-посланника и комплектуются представителями федеральных органов исполнительной власти (за счет собственных бюджетов).

 

Немецкие дома.

Немецкие промышленно-торговые центры (Дом германской экономики) в важных зарубежных экономических центрах объединяют под одной крышей учреждения внешнеэкономического содействия федеральных земель и федерального правительства. В основном, Дома работают с МСП. Предлагаемые услуги:

  • Помещения внаем по доступной цене;
  • Залы для презентаций и конференций;
  • Поддержка со стороны Германского центра менеджмента;
  • Квалифицированные услуги ВТП;
  • Разнообразные услуги бизнес-центра.

 

Восточный комитет германской экономики

Специализация: защита экономических интересов германских фирм, работающих в странах Восточной Европы и бывшего СССР.

Руководство: председатель правления – Экхард Кордес (Eckhard Cordes), председатель правления торговой компании «Метро Групп», в должности с октября 2010 г.; исполнительный директор – проф. д-р Райнер Линднер (Prof. Dr. Rainer Lindner), в должности с ноября 2008 г.

Восточный комитет германской экономики (далее Комитет) создан осенью  1952 года по инициативе западногерманских предпринимателей, которые были заинтересованы в развитии экономических отношений с социалистическими странами. Создание проходило в тесном взаимодействии с федеральным правительством Германии, германскими компаниями и предпринимательскими союзами. На первом этапе основной задачей Комитета было установление экономических контактов германских деловых кругов со странами Восточной Европы и Азии, с которыми ФРГ не имела дипломатических отношений и торговых соглашений.

Комитет заключил в 1954 году первый торговый договор с Румынией, за которым в 1957 году последовал торговый договор с КНР. Комитет вел переговоры с СССР по товарным спискам и вопросам финансирования внешнеторговых сделок. С установлением в 1955 году дипломатических отношений ФРГ с СССР Комитет стал полноправным участником переговорного процесса наряду с представителями федерального правительства и делового сообщества. Во времена холодной войны Комитет осуществлял переговорную деятельность в тех странах, где по политическим причинам  это было невозможно федеральному правительству.

В шестидесятые-семидесятые годы Комитет активно расширял сеть экономического сотрудничества с СССР, Югославией и странами Азии. На сложном политическом фоне Комитету удавалось наладить сотрудничество с Северной Кореей и Вьетнамом. В сложный период смены политических режимов в Европе, распада СССР  и появления новых независимых государств Комитет подтвердил свое лидерство как в Германии, так и за ее пределами в налаживании экономического диалога с зарубежными странами.  

Органами Комитета являются Правление, Президиум, общее собрание членов Комитета и рабочие группы. Руководство текущей деятельностью Комитета осуществляется Федеральным союзом германской промышленности.

В настоящее время постоянный штат Комитета составляет порядка 25 сотрудников. Годовой бюджет приближается к 3, 5 млн. евро.

Комитет видит свою задачу в содействии и стимулировании активности немецких предприятий в деле развития торговли, промышленности, капиталовложений и в сфере услуг.

Комитет в отличие от института зарубежных внешнеторговых палат не имеет собственных зарубежных представительств, поскольку необходимость в этом отсутствует в виду широкого присутствия крупных германских концернов на целевых рынках. Его лоббистские функции обеспечиваются посредством инициирования и проведения масштабных мероприятий, как правило, с участием деловых кругов ФРГ и представителями федеральных органов исполнительной и законодательной власти стран-партнеров.

В настоящее время деятельность Комитета направлена на представление интересов германской экономики в 21 стране (СНГ и ряд стран Восточной Европы): Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Болгария, Босния-Герцеговина, Грузия, Казахстан, Киргизия, Косово, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория.

Комитет участвует ежегодно в проведении около 100 мероприятий. Членами Комитета являются более 200 компаний, от малых и средних фирм до международных концернов. Комитет опирается на поддержку пяти предпринимательских союзов, к ним относятся: Федеральный союз германской промышленности (Bundesverband der deutschen Industrie, BDI), Союз германских страховщиков (Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft, GDV), Внешнеторговое объединение германских компаний розничной торговли (Außenhandelsvereinigung des Deutschen Einzelhandels, AVE), Центральный союз германских ремесленников (Zentralverband des Deutschen Handwerks, ZDH), Федеральный союз германских банков (Bundesverband deutscher Banken, BdB).

Комитет представляет и объединяет воедино специфические интересы германской экономики в вышеназванных странах и регионах. Тем самым он способствует развитию экономических связей с этими регионами и, прежде всего, усилению присутствия германских предприятий в стране. Комитет выступает в качестве влиятельного контактного лица для предприятий и административных органов в этих регионах и в самой Германии.

Основные задачи Комитета:

- поддержание тесных контактов по вопросам экономической политики со всеми органами государственной власти, общественными организациями и предпринимательскими  структурами в Германии и странах-партнерах;

- консультирование представителей федеральных органов власти Германии по вопросам экономических отношений со странами, входящими в компетенцию Комитета, а также содействие в налаживании прямых контактов с соответствующими организациями и структурами за рубежом;

- координация деятельности различных фирм и организаций ФРГ в соответствующих странах;

- организация и проведение представительских и маркетинговых мероприятий (поездки делегаций деловых кругов, конференции, симпозиумы, семинары, международные выставки и т.п.), в том числе с участием высокопоставленных представителей органов власти;

- предоставление текущей информации и консультирование представителей германских деловых кругов по актуальным вопросам экономического положения 
в курируемых странах.

Мнение и рекомендации Комитета имеют весомое значение при рассмотрении конкретных вопросов экономических отношений ФРГ со странами региона и учитываются Правительством ФРГ при определении стратегических направлений экономического взаимодействия.

В Комитете образованы следующие рабочие группы:

  • Россия

Доктор Бернхард Ройтерсберг, член правления Э.ОН АГ

  • Украина

Доктор Андреас Бранд, член правления ЛЕОНИ АГ

  • Беларусь

Доктор Андреас Бранд, член правления ЛЕОНИ АГ

  • Центрально-Азиатские страны

Гвидо Керкхофф, член правления ТюссенГрупп АГ

  • Юго-Восточноя Европа

Доктор Йенс-Юрген Бёргель, управляющий Тенгельманн Варенхандельсгезельшафт КГ

  • Аграрная промышленность 

Доктор Томас Кирхберг, член правления Зюдцукер АГ

  • Южнокавказские республики

Руководитель не назначен

  • Здравоохранение

Профессор, доктор Райнер Линднер, управляющий Восточного комитета германской экономики

  • Информационные технологии/телекоммуникации

Ульрих Дитц, председатель правления ГФТ Технологис АГ

  • Кооперация в сырьевой сфере

Доктор Карстен Хойхерт, председатель правления ФНГ-Фербунднетц Газ АГ

  • Чемпионат мира по футболу 2018

Профессор, доктор Райнер Линднер, управляющий Восточного комитета германской экономики

         Комитет особо нацелен на развитие германо-российского сотрудничества также в рамках деятельности ряда своих рабочих групп и реализации ряда инициатив.

Германо-Российский диалог Баден-Баден

Данный форум учрежден Комитетом в качестве площадки общения молодых предпринимателей и менеджеров двух стран. В рамках ежегодного шестидневного семинара 30 участников обсуждают актуальные политические и социально экономические темы. Очередной, седьмой форум намечен на 6-12 октября 2014 года.

Фонд германо-российских молодежных обменов

В целях развития диалога гражданских обществ двух стран Комитет совместно с Фондом Роберта Боша, правительством федеральной земли Гамбург и Федеральным министерством по делам семьи, старшего поколения, женщин и молодежи создал в 2006 году указанный фонд.  При содействии Комитета германские предприниматели оказали Фонду финансовую поддержку в размере 4 млн.евро, что позволило осуществлять долгосрочные конкретные проекты в области школьных обменов и профессионального образования. Со дня основания Фонда проведено порядка 3 тысяч встреч и мероприятий, в которых приняли участие более 80 тысяч школьников, преподавателей и специалистов двух стран.  

Контактная площадка малого и среднего предпринимательства

В целях укрепления структур сотрудничества в области малого и среднего предпринимательства и облегчения вывода германских предприятий на российский рынок по инициативе и в рамках деятельности Комитета была создана и с мая 2013 года начала  работу Контактная площадка малого и среднего предпринимательства.

Важнейшей целью является предоставление информации об экономических и правовых рамочных условиях для выхода на российский рынок и оказание при этом постоянного консалтингового сопровождения германских компаний. Оказывается также поддержка российским малым и средним предприятиям в поисках партнеров в Германии. Финансирование деятельности Контактной площадки осуществляется семью крупными германскими компаниями и банками – членами Комитета. Комитет гибко меняет свою деятельность, отвечая на экономическую и политическую трансформацию постсоветского пространства, содействует европейским интеграционным процессам, поддерживает деятельность новых поколений германских предпринимателей по развитию сотрудничества с зарубежными странами. В настоящее время наряду с прежними основными задачами Комитета являются активное участие в  устранении визовых ограничений, создании зон свободной торговли с восточноевропейскими соседями ЕС, построении общеевропейской инфраструктуры,    совместимости технических норм, стандартизации образовательных процессов. Комитет считает восточноевропейские соседние страны ключевыми партнерами в решении вопросов защиты окружающей среды, надежного обеспечения энерго- и сырьевыми ресурсами. Комитет не ограничивается только участием в политико-экономическом диалоге официальных и деловых кругов Германии  с партнерами из зарубежных стран, но и поддерживает процессы развития гражданских обществ в странах Восточной Европы, а также содействует проведению научных и образовательных экспертиз в Германии по вопросам сотрудничества с восточноевропейскими странами.   

С 15 мая 2013г. Восточный комитет германской экономики запустил проект по информационной поддержке МСП. Цель – облегчение германским МСП выхода на российский рынок или содействие в расширении бизнеса. Для этих целей комитет предоставляет необходимую информацию, обеспечивает контакты с потенциальными партнерами в России и лоббирует интересы компаний в ходе контактов с федеральными и региональными властями. По информации комитета, он также оказывает посредничество российским МСП при работе  в Германии. Проект финансируется семью компаниями-членами комитета: BAUER COMP Holding GmbH, Commerzbank AG, Ernst & Young GmbH, Herrenknecht AG, Knauf Gips KG, SAP AG и Schaeffler AG. Для МСП, обращающихся за информацией, услуги информационного центра бесплатны.

 

Общество по внешнеэкономическим связям и маркетингу Германии (Germany Trade & Invest, GTAI).

GTAI образовано в 2008 году в результате реформирования (в целях повышения экономической отдачи) действовавшей ранее системы государственного содействия развитию внешнеэкономической деятельности посредством слияния Invest in Germany и Федерального агентства внешнеэкономических связей (BFAI).

Общая штатная численность сотрудников GTAI составляет более 300 человек. Основные задачи:

  1. подготовка справочно-аналитических материалов, характеризующих состояние наиболее важных в контексте развития экспорта отраслевых рынков 
    в странах-партнерах, а также деловых поездок (занимаются внешнеэкономические корреспонденты, работающие в составе AHK – отделение в г. Бонн);
  2. поиск и привлечение в страну потенциальных иностранных инвесторов 
    в целях создания новых обрабатывающих производств на территории ФРГ, подготовка справочно-рекламных материалов, характеризующих отраслевое развитие и инвестиционный климат (занимается штаб-квартира в г. Берлине). 

Общество консультирует и поддерживает предприятия при расширении их деятельности в Германии, а также поддерживает германские предприятия при открытии зарубежных рынков. Особое место в деятельности общества занимает содействие экономическому развитию в новых землях ФРГ (включая Берлин).

Общество информирует о рынках мира, и за счет своего обширного и комплексного предложения дает МСП компетентный и надежный базис для принятия решений. Общество обладает развитой глобальной сетью сотрудников, которые собирают информацию о рынках на местах. В этом вопросе они тесно сотрудничают с ВТП.

Информационный портал iXPOS является инструментом информационной поддержки для экспортеров, импортеров и инвесторов. На нем собраны полезные ссылки по внешнеторговым вопросам, контакты организаций, оказывающих поддержку и различные информационные материалы, включая собственные исследования GTAI. Многие специализированные материалы предоставляются только на возмездной основе.

 

Центральным элементом системы выступают зарубежные внешнеторговые палаты (AHK), осуществляющие свою деятельность в интересах своих членов – германских хозяйствующих субъектов и за их счет.

Начиная с 1894 года (год открытия первого такого учреждения в Бельгии), AHK позиционируются в качестве частных лоббистских структур, уполномоченных официально представлять экономические интересы ФРГ за рубежом.

Германские внешнеторговые палаты – главный институт, ответственный за поддержку внешнеэкономической деятельности германского бизнеса.

Германская экономика располагает 120 представительствами в 80 странах в форме внешнеторговых палат, делегаций и представительств германской экономики. Эти организации работают в интересах развития товарооборота посредством предоставления широкого спектра сервисных услуг.

Внешнеторговые палаты представляют собой добровольные объединения предприятий из Германии и страны-партнера с 40 000 предприятий-участников. Их сеть выстраивается с учетом потребностей развития немецкой экономики. По имеющимся данным, порядка 80% бюджета Российско-Германской внешнеторговой палаты формируется за счет членских взносов и дохода от оказания платных услуг. Около 20% составляют поступления из федерального бюджета.

С 2006 г. Торговые Палаты в рамках сервисной марки DEinternational предлагают не только индивидуальные услуги своим участникам, но и имеют доступ к общей международной базе услуг, которые оказываются совместно. Это соответствует пожеланиям МСП, которые представлены на нескольких рынках и ожидают того же от своих партнеров.

Федеральное правительство поддерживает сеть внешнеторговых палат в вопросе введения интернационального сервисного стандарта, поскольку это дает возможность в будущем получить стандартные услуги у всех палат, что особенно важно для МСП.

Они являются самостоятельными юридическими лицами, учрежденными, как правило, в соответствии с действующим национальным законодательством страны пребывания в виде неправительственной некоммерческой организации – союза. Их деятельность в настоящее время финансируют около 43 тыс. предприятий.

Аккредитация граждан ФРГ в качестве сотрудников AHK за рубежом (общая штатная численность в настоящее время составляет порядка 1 700 человек) осуществляется на общих основаниях и не дает им никаких преимуществ или льгот. При этом эффективность работы AHK обеспечивается за счет отлаженного взаимодействия с промышленно-торговыми палатами (IHK), действующими на территории ФРГ, через единую корпоративную компьютерную сеть (IHK-AHK-Intranet).

Помимо своей лоббистской функции (формирование благоприятных рамочных условий), AHK на безвозмездной основе для своих членских организаций:

- осуществляют мониторинг социально-экономической ситуации;

- выявляют особенности доступа на рынок и местной деловой практики;

- консультируют по вопросам подбора помещений для офисов, объектов коммерческой недвижимости, а также подбора местного персонала и рекламы;

- разъясняют специфику миграционного законодательства и т.д.

Кроме того, через свои дочерние структуры – информационные центры немецкой экономики (учреждены в виде полноценных хозяйствующих субъектов) AHK оказывают дополнительные услуги на возмездной основе, в частности: 

- осуществляют поиск деловых партнеров и проверку их репутации;

- обеспечивают работу «виртуального» офиса, услуги переводчиков;

- осуществляют подготовку обзоров специализированных товарных рынков;

- консультируют по правовым, налоговым и любым другим вопросам, а также по практике таможенного администрирования, банковских взаиморасчетов, урегулирования торговых споров, возвращения налога на добавленную стоимость, учреждения «под ключ» новых хозяйствующих субъектов в соответствии 
с требованиями национального законодательства страны пребывания, подготовки и участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях и т.д.

AHK обеспечивают в настоящее время активное экономическое присутствие ФРГ на следующих географических рынках (страны перечислены в алфавитном порядке): в Австралии, Алжире, Анголе, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Боливии, Боснии и Герцеговине, Бразилии (Порто Алегре, Рио де Жанеро, Сан Пауло), Великобритании, Венгрии, Венесуэле, Вьетнаме, Гане, Гватемале, Гондурасе, Греции, Дании, Доминиканской Республике, Египте, Израиле, Индии, Индонезии, Ираке, Иране, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канаде, Кении, Китае (Пекин, Ганьджоу, Гонконг, Шанхай), Колумбии, Корее, Коста Рике, Македонии, Малайзии, Марокко, Мексике, Нигерии, Нидерландах, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Панаме, Парагвае, Перу, Польше, Португалии, Румынии, Саудовской Аравии, Сербии, Сингапуре, Словакии, Словении, США (Атланта, Чикаго, Хьюстон, Нью Йорк, Сан Франциско, Вашингтон), на Тайване, в Тайланде, Тунисе, Турции, Уругвае, на Филиппинах, 
в Финляндии, во Франции, в Хорватии, в Центральной Америке и на Карибских островах, в Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Эквадоре, Сальвадоре, Южной Африке и Японии, а также в странах бывшего СССР (Белоруссии, Казахстане, Латвии, Литве, России, Украине, Центральной Азии, Эстонии).

Поддержка AHK со стороны Министерства экономики и энергетики ФРГ обеспечивается посредством привлечения их представителей в качестве постоянных членов в состав официальных делегаций, в том числе на межправительственном уровне, для участия в переговорах по торгово-экономическим вопросам.

Степень присутствия AHK на целевых рынках определяется характером 
ее институциональной интеграции в национальную экономику: начальная 
стадия – бюро делегата немецкой экономики, представительство немецкой экономики, продвинутая стадия – двусторонняя внешнеторговая палата.

 

Германо-Российская внешнеторговая палата учреждена в декабре 2007 года в г. Москве. Имеет филиалы в г. Санкт-Петербурге, г. Новосибирске, г. Калининграде, а также платные информационные сервисы в г. Москве и 
г. Санкт-Петербурге. Число членов палаты с обеих сторон составляет 899 компаний.

До 20 % годовых расходов на функционирование палаты составляют направляемые через Федеральное министерство экономики и энергетики финансовые средства федерального бюджета Германии.

 Контактные реквизиты: 1-ый Казачий пер., д. 7, 119017 г. Москва, Тел.: +7 495 234-49-50, Факс: +7495 234-49-51, эл.  почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., президент палаты – Райнер Зеле (Dr. Rainer Seele), председатель правления – Михаэль Хармс (Michael Harms).

В Рамках деятельности Российско-Германской Внешнеторговой палаты оказанием услуг занимается ООО «Центр информации немецкой экономики». Предлагаются  следующие услуги:

  • Маркетинговые услуги:
    • маркетинговые исследования;
    • поиск адресов;
    • поиск деловых партнеров;
    • предложения о сотрудничестве;
    • организация бизнес-миссий;
    • организация различных информационных мероприятий.
  • Виртуальный офис.

Данная услуга позволяет иностранным компаниям изучить российский рынок и предпринять первые шаги по налаживанию бизнеса без издержек на содержание офисных площадей и на собственный персонал.

При заключении договора на оказание услуги «Виртуальный офис» клиент платит единовременный сбор за подключение. Последующие ежемесячные сборы включают базовый набор услуг и могут варьироваться в зависимости от срока действия договора. К типичному базовому набору услуг могут относиться:

  • почтовый адрес для приема и отправки корреспонденции;
  • собственный телефонный номер;
  • регистрация домена в зоне .ру, индексирование его в российских поисковых системах;
  • номер факса (используется также другими компаниями);
  • использование различных баз данных (Kompass, WLW) и справочников.

За каждой фирмой-заказчиком закрепляется сотрудник Палаты, который исполняет ее поручения. Помимо навыков ведения переговоров, знания иностранных языков, умения самостоятельно работать, которые являются ключевыми при приеме на работу, данный сотрудник  при необходимости проходит краткосрочное обучение на предприятии заказчика, изучая технические аспекты его продукции.  В обязанности такого сотрудника входит, например, обработка и пересылка клиенту корреспонденции по электронной почте, прием входящих телефонных звонков, оперативная обработка входящей корреспонденции (работа с заказами поставщиков/потребителей, координация сроков поставки, обработка рекламаций, пересылка напоминаний о платеже), разработка концепций различных мероприятий по продвижению продукции клиента (подбор выставок, размещение объявлений, информационные рассылки, тексты для прессы), поиск и активное привлечение новых клиентов, подготовка и сопровождение участия в выставках, маркетинговые исследования, контроль работы дистрибьюторов, перевод материалов на иностранный язык, создание и перевод сайта.

  • Поиск персонала.
  • Помощь в получении разрешения на работу иностранцев в России.
  • Правовое и налоговое консультирование:
    • Аккредитация представительств;
    • Регистрация ООО;
    • Проверка платежеспособности.
  • Помощь в поиске промышленных площадок.

 

Вход для членов и партнеров АСРП

Уважаемые коллеги! Вся информация размещенная в данном разделе является конфиденциальной и не подлежит разглашению в любой ее части.

Входя в данный раздел Вы принимаете и обязуетесь соблюдать положения Раздела "Об АСРП "ИПАР" / Правила и принципы"

Free Joomla! template by Age Themes